Характеристика русских народных песен

Тесная связь песен с трудовой деятельностью древних восточных славян земледелием - отсюда их определение: календарные, сезонные; и с мировоззрением наших далёких предков - одухотворение природа, понятие о её явлениях, как действиях могущественных характеристика русских народных песен, многочисленных богов. Различные формы поклонения божествам, характеристика русских народных песен со временем традиционными обрядами, состоящими из плясок, песен. Связь важнейших обрядов с периодами зимнего и летнего солнцестояния, с поворотными моментами движения земли вокруг солнца, а также с лунным календарём. Постепенное в течение многих веков ослабление магического смысла древнеязыческих обрядов, превращение их в праздничные игры и приурочивание отдельных обрядов с введением христианства на Руси к различным церковным праздникам. Годовой цикл обрядов и характеристика русских народных песен их обрядово-календарных песен земледельческого круга. Обряд колядования, исполнение в его процессе колядок, а также волочебных или великодных песен. Святочный обряд гадания и связанные с ним подблюдные характеристика русских народных песен. Праздник масляницы с его многочисленными обрядами особенно красочным - "Проводы Масляницы" и разнообразными песнями. Заклинание весны, своеобразие веснянок. Летний праздник русальной недели. Семицкие обряды завивания берёзки, кумления и др. Многообразные молодёжные обряды и гаданья. Обряды зажинок и дожинок. Своеобразные особенности поэтического языка обрядово-календарных песен, характеризующегося необычайной яркостью и образностью, богатством метафор, тонкостью эпитетов. Приём психологического параллелизма характеристика русских народных песен образы-символы, сложившиеся на его основе. Характерные черты музыкального языка, определяющиеся во многом древностью происхождения песен: слабо развитая мелодика, тесно связанная с речевыми интонациями магического зова, обращения; небольшой характеристика русских народных песен мелодий, изложенных в старинных диатонических ладах; богатство, прихотливость ритма. В качестве конкретных образцов народных обрядово-календарных песен могут быть следующие примеры: "КОЛЕДА-МОЛЕДА" Песня, записанная и обработанная Лядовым, входящая в его сборник русских народных песен для голоса и фортепиано. Исполнялась в процессе обряда колядования. В основе её характерная для старинных обрядово-календарных песен мелодия небольшого диапазона, изложенная в неполном квинтовом миноре, состоящая характеристика русских народных песен повторения коротких слегка варьирующихся попевок с довольно активным ритмом. Песня использована композитором во 2-ой части его симфонической сюиты "Восемь русских народных песен для оркестра. Связана с обрядом колядования. Если поётся парню, то используется другой текст: "Как летел соколок через божий домок. Характерный припев с интонациями зова, обращения отличается прихотливым ритмом. Римсхим-Корсаковым в хоре пролога оперы "Снегурочка", где композитором воспроизведён народный обряд проводов масляницы. Существует во множестве вариантов. Изложена в характерном терцово-квартовом ладу терцовый лад с субквартой. Использована в произведениях многих русских композиторов: Мусоргским в опере "Борис Годунов", Римским-Корсаковым в опере "Царская невеста» и в симфонической «Увертюре на русские темы». Чайковским в опере "Мазепа", а также в трио скерцо одного из Русских квартетов Записана в Смоленской губернии. Входит в сборник Римского-Корсакова "Сто русских народных песен. Используются свойственные характеристика русских народных песен напевов смоленских песен фермата на опорных тонах мелодии. Римским-Корсаковым в опере "Снегурочка. Церковью была приурочена к весеннему празднику Пасхе. Отсюда - характерность её текста. Записана в селе Городище Вяземского уезда Смоленской губернии. Римским-Корсаковым для его сборника "Сто русских народных песен. В свободной разработке песня использована композитором в хоре пролога оперы "Снегурочка. Изложена в терцовом ладу с характеристика русских народных песен тоническим устоями. Записал её в Курской области организатор и многолетний руководитель кабинета народной музыки Московской консерватории. «ВЫЙДИ, ВЫЙЩИ, ИВАНЬКУ» Украинская веснянка из сборника В основе - типичный для песен данного жанра оживлённый повтор коротких призывных интонаций. Мелодия песни использована Чайковским в финале 1-ого фортепианного концерта. Рубца, отличающаяся от предыдущих образцов песен данной разновидности большей напевностью. Ладовые признаки песни пентатоника свидетельствуют о её древнем происхождении. Опубликована во многих сборниках народных песен, в том числе и в сборнике Балакирева, который записал её на Волге. Игровое действие, отображающее трудовые процессы, приурочено к весенним земледельческим календарным праздникам, к освобождению земли от снегового покрова. Мелодия песни небольшого квинтового диапазона с характерным повтором попевок; отличается сложностью и прихотливостью ритма, придающими ей особое изящество. Варианты песни использованы Римскхм-Корсаковым в операх "Снегурочка" и "Майская ночь» и Кастальским в хоровой пьесе "Посев. Изящная девичья хороводная песня, приуроченная к определенным календарным датам. Чаще всего её исполняли в первое воскресенье после троицына дня, по возвращении из рощи после свивания венков и ходили при этом по кругу с берёзкой. В припеве песни - наиболее характерная для русских народных песен характеристика русских народных песен попевка. Мясковским в хоровой характеристика русских народных песен "Сельские работы в песнях. Характерная песня русальной недели, так называемых "зелёных святок". Мелодия её более развита в сравнении с другими образцами обрядово-календарных песен. Особую прихотливость песне придаёт её синкопированный и пунктирный ритм, своеобразие мелодии оттеняется пентатонической окраской. Римским-Корсаковым в опере "Майская ночь. Изложена характеристика русских народных песен характерном для старинных песен терцово-квартовом ладу с субквартой. Мягкие распевы шестнадцатыми долями при ритмической пульсации восьмыми придают мелодии особую мягкость, нежность, женственность. Содержит характерный возглас: "И-ё! Мелодия терцового диапазона основывается на типичных для календарных песен повторяющихся и слегка варьирующихся речитативных интонациях. Мелодия небольшого диапазона основана на повторении кратких речитативных попевок несколько варьирующихся. Изложена в характерном для древних песен терцово-квартовом ладу с субквартой.