Псалом 22 толкование

Интерес к личности младшего из Великих Каппадокийцев Григория Нисского растет как у нас, так и за границей. Однако русскоязычному читателю через гораздо более широкий канал поступает информация о западноевропейской богословской литературе, и лишь тонким ручейком приникает информация о центральноевропейских богословских трудах. Вашему вниманию представлена одна из глав книги чешского богослова и патролога, профессора Ленки Карфиковой «Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность». Перевод выполнил Илья Бей. Речь идет не о полном комментарии Псалтири, скорее здесь размышления о построении и смысле ветхозаветной книги Псалмов. Григорий, прежде всего, рассматривает отдельные части Псалтири Пс. Некоторые исследователи считают это сочинение незавершенным. Перед тем как Григорий принимается за толкование, он размышляет в общем над тем, почему царь Давид преподносит свою «философию» φιλοσοφίαν в форме псалмов, т. Мы знаем, что музыка не настолько прямо сопряжена с материей как изобразительное искусство, речь идет скорее о восприятии, а потому у Отцов Церкви она не всегда удостаивалась высокой оценки. Вспомним только стыдливое признание Августина, сколько наслаждения ему доставляет пение псалмов, вместо того, что бы он удовлетворился духовным содержанием слов! Речь идет не о какой-то обособленной экстравагантности этого во многих смыслах аффектированного бывшего адепта псалом 22 толкование который даже посвятил музыке систематическое и пифагореизирующее размышление О музыке VI. Для псалом 22 толкование Отцов Церкви музыка также имела какой-то подозрительный привкус, если не прямо языческих культов, то, по крайней мере, мягкости и беспутства. Ветхозаветное упоминание о музыке — так же, как о кровавых жертвах — Отцы считали чем-то уже превзойденным духовным законом Евангелия, что необходимо истолковывать аллегорически отсюда и симпатия Григория к «восьмиструнному инструменту», и другие примеры, с которыми мы еще встретимся. В этом контексте «малая теология» как с большим вопросительным знаком этот отрывок называет Henri-Irénée Marrou музыки Григория действительно стоит внимания, хотя псалом 22 толкование рамках греческой «философской койнэ» она не представляет ничего необычного ср. Григорий исходит из наблюдения, что «философия» Давида, преподносимая в форме псалмов, пользуется чрезвычайной популярностью во всех слоях населения, при скорбных и радостных событиях, на свадьбах и в ночных псалом 22 толкование именно потому, что соединена с музыкой, что это — «омузицированная философия». Почему именно музыка приносит нам усладу, Григорий объясняет пониманием человека как «микрокосма», «включающего все, что есть в «макрокосме»»: все сущее упорядоченно в некоей «музыкальной гармонии», где разнообразнейшие предметы, несмотря на свою отличность, ладят друг с другом в определенном порядке и ритме, которые никогда не нарушают. Уложение и неизменный ритм вселенной при псалом 22 толкование даны смешением κρᾶσις разного в каждом отдельном предмете: это смешение создает спаянность и одновременно производит согласие каждой части с целым, чем создает общий космический концерт. Таким образом, для Григория основой вселенской гармонии является «смешение» материальная метафора, типичная для стоиковгарантирующее внутреннюю спаянность и согласие каждой части со всем космосом. Порядок и ритм вселенной происходят от материала, из которого она замешана: каждая часть, спаянная в себе, повторяет внутреннее устроение целого, а потому и ладит с ним. Однако чтобы эта материализирующая метафора не ввела читателя в заблуждение, Григорий спешит добавить, псалом 22 толкование «слушателем этого концерта является ум ὁ νοῦς », который вовсе не нуждается в чувственном восприятии, поскольку превозносится над ним, чтобы слушать «славословие небес», т. Движение небес, также как и всей природы, «замешано» из противостояния покоя и движения στάσις καὶ κίνησις : в движении виден покой, а в том, что недвижимо — постоянная подвижность τὸ ἀεικίνητον. Небо находится в безостановочном движении либо по круговой, либо по «блуждающей орбите», однако сплетение εἱρμός этого движения всегда то же, оно неизменно. Напротив, то, что неподвижно, сопряжено с псалом 22 толкование в совершенную музыкальную гармонию. Так, смешанное σύγκρατον славословие наполняет космическую силу, которая властвует над всем. Именно эти «взаимное единодушие и сострастие всего, направляемые в порядке, чинности и последовательности, составляют первую, первообразную истинную мусикию». «Ее-то, по неизреченному закону премудрости, Прави­тель вселенной художественно предначинает тем, что вечно совершается в премудрости». Идею музыкальной гармонии мира, «устроителем и демиургом τεχνίτης καὶ δημιουργός которого является Бог» ср. Достойно внимания дополнение о посреднической роли того «что происходит вечно»: очевидно, речь идет о псалом 22 толкование движении небес, которое никогда не останавливается, и от которого происходят движение и гармония всей вселенной. Подобно тому, как в осколке отражается все солнце, так и в человеке, малом мире, «по способу аналогии части к целому» отражается вся музыка большого мира, насколько часть способна постичь целое. На это указывает остроумное устроение человеческого тела, которое природа приспособила к тому, что бы и тело могло озвучивать музыку. Григорий говорит здесь не столько о правильном функционировании человеческого тела и псалом 22 толкование упорядоченной структуре, псалом 22 толкование какой-то микрокосмической музыке, сколько непосредственно о приспособленности человеческого тела к пению: «Видишь ли эту свирель — дыхательное горло, эту подпорку у струн — небо, эту, как бы на струнах и смычком, игру языка, щек и рта? » Как человеческий дух может слушать музыку небес, так и человеческое тело аналогично может подражать пением музыке макрокосма. И здесь разнообразные тоны именно своей взаимной различностью, упорядоченной последовательностью и ритмом образуют мелодию. Тайна философии Давида заключается именно в том, что этот великий царь, легендарный автор библейской Псалтири, вслушивался в музыку небес и распознавал в ее «искусном и премудром движении» повествование о славе Божией ср. Он вслушивался в концерт, в котором творение прославляет Псалом 22 толкование, и «примешал» κατέμιξεν какую-то уменьшенную микрокосмическую аналогию этой музыки, т. Эта псалом 22 толкование сладость» делает его философию такой популярной, поскольку «природе мило все, что ей соответствует». Его музыка может иметь целебное действие, поскольку правильный ритм и упорядоченная структура музыки возвращают природе ее изначальное здоровье. Само Писание свидетельствует, что музыка может исцелять: это показывает игра Давида на гуслях, которой он успокаивал царя Саула 1 Цар. «приводил его мысль назад к естественному состоянию». Мелодия и ритм музыки имеют также свое символическое значение, поскольку напоминают нам о том, что наша жизнь должна быть упорядоченной и должна соответствовать определенному ритму, должна создавать псалом 22 толкование и гармонию. Перетянутая струна угрожает разрывом, недотянутая также не псалом 22 толкование качественный звук — согласно Григорию это является притчей о жизни добродетелей. Целью философии Давида псалом 22 толкование цельного является, как поясняет это Псалом 22 толкование в другом месте своего толкования, то, «что бы вся жизнь человека стала псалмом» «псалом», согласно Григорию, — «мелодия, производимая музыкальным инструментом»составленным, однако не из «земных» тонов, а из тонов или мыслей νοήματα «горних», т. Симфония различных и многообразных добродетелей должна «уподобиться гармонии целого», стать, как и вся вселенная, «божественным инструментом». Песнь человеческой жизни, представленная, по мнению Григория, в заключении Псалтири, «арфами и псалом 22 толкование ср. Натянутые струны этих инструментов показывают усилие каждой отдельной добродетели, которая должна противостоять действию своей противоположности — порока. Кульминацией всего произведения, по словам псалмопевца, является удар кимвалов ср. В этом величественном ударе кимвалов Григорий слышит эсхатологическую кульминацию всей вселенной, когда человеческое естество, одаренное логосом как и ангелы, и сбитое грехом с ритма небесного славословия, вернется на свое исходное место. Всю человеческую псалом 22 толкование Григорий воспринимает как какую-то паузу в ритме кимвалов, где обе изначально соединенные тарелки, были разделены, чтобы в триумфальном финале встретиться снова. Заключительный аккорд указывает на поверженность врага, который всецело побежден, поскольку подпал небытию. Единым дыханием вселенная теперь навеки может славословить божественный триумф ср. Таков псалом 22 толкование всей Псалтири, который Григорий искусно включил в свое оригеновское космическое видение изначальная псалом 22 толкование духовных сущностей, нарушенная грехом и снова обретенная в истории спасения. Для нашего анализа небезынтересно а также очевидно, что в рамках патристической экзегезы это и нечто оригинальноечто Григорий в Псалтири так же, как и в Матфеевых блаженствах видит определенное продвижение или восхождение ἄνοδος, псалом 22 толкованиебожественное «ведение за руку» к возрастанию в добродетелях. Псалом 22 толкование этапы псалмодического восхождения указаны в разделении Псалтири на пять частей: первая часть Пс. Псалом 22 толкование вкусил это начало, тот стремится к его углублению и продлению, он так же жаждет участия в Боге как олень — воду ср. Кто утолил свою жажду, тот не псалом 22 толкование более жаждать как при использовании напитка для тела, божественный источник, наоборот, внутренне преобразует его своей силой. Эту фазу на пути добродетели описывает вторая часть Псалтири Пс. Четвертая ступень псалмодического пути Пс. И, наконец, последняя часть Псалтири Пс. Как с некоей горы псалом 22 толкование хвалит Господа за все, что с этой вершины можно увидеть и что в другие моменты часто остается незамеченным. Здесь также появляется и описание человеческого несчастья, которое заметно с верхней точки наблюдения, однако большинству псалмов последней части Псалтири характерно благодарение и прославление. Эти пять частей, как указывает Григорий, расположены в восходящем порядке, причем так, что заключительными словами каждой части как определенной границы τὸ πέρας нашего псалом 22 толкование являются славословия: «буди благословен Господи, Боже Израилев!. » — или подобным образом ср. Такое заключение показывает, что целью всей Псалтири и отдельных ее частей является приведение слушателя к непрестанному славословию. В каждой части, таким образом, повторяется структура целого, как это соответствует представлению Григория о «космической музыке». На пути добродетели как постоянного продвижения к лучшему и высшему философия Давида приводит слушателя к той мере блаженства, которую наша мысль и наше слово не могут достичь, где останавливается даже движение нашей надежды, всегда обращенной вперед, поскольку то, к чему приводит нас Псалтирь в своем конце, превышает всякую надежду. Псалтирь начинается словами о блаженстве ср. В этом описании эсхатологического блаженства, которое нельзя ни изъяснить, ни представить, Григорий раскрывает, что блаженную вечность, т. В этом прославлении благодать распространится, «распрострется» так, что будет включать в себя вечность целиком, а блаженство приумножится непрестанным ростом, в котором не будет ни остановок, ни перерывов. Это представление о вечности, как об интервале, развернутом в вечности, как о бесконечном продвижении, является, очевидно, альтернативой вечности как повторению, циклической вечности, в которой ритму, очерченному ударами кимвалов, недостаточно одного периода, он повторялся бы бесконечно. Наверное, именно этого Григорий пытается избежать, поскольку хочет, чтобы удар кимвалов в триумфальном аккорде еще больше приобрел в своей неповторимой единственности, после которой последует благодать, «простирающаяся» в вечность, блаженность, приумноженная в бесконечность. Идея эсхатологического роста, с которой здесь в псалом 22 толкование исследовании мы встречаемся впервые, проливает новый свет и на весь «анабазис» Псалтири как путь «от силы в силу» и «от победы к победе», о чем Григорий говорит в связи с Пс. Этот анабазис имеет собственную цель, которой всегда является следующая победа, лежащая еще перед нами, всегда новое, более глубокое познание того, что мы ищем. Однако только представление о вечности как о новом, бесконечном пути, придают идее Григория ее радикальность. Сообразно цели нашего исследования стоит принять во внимание, что в своих размышлениях посвященных Псалтири, Григорий также косвенно указывает на божественную неограниченность. Главным высказыванием о Боге является здесь — как и в толковании блаженств — божественная блаженность Григорий даже говорит, что все высказывания о Боге являются собственно измерениями блаженностимы считаем здесь также и о неограниченной вечности Божией: «Потому что Ты — прежде твари ср. Григорий представляет человеческую вечность αἰών как определенный интервал или промежуток διάστημαграницами которого является безграничность. Эсхатологическая вечность человека является, таким образом, неким интервалом, распростертым в бесконечности: «. Именно в этом последнем высказывании Григорий дает нам некий ключ к своему представлению об эсхатологической вечности как о бесконечном росте. Ведь если человеческая но никоим образом не Божья вечность, т. Таким образом, душа человека сохраняет свою «подвижность» и в вечности, поскольку человек, существо перемен, может постоянно возрастать, изменяться к лучшему после окончательной эсхатологической победы уже не к худшему. Именно эта постоянная возможность преображения отличает человека от Бога, Который не может измениться ни к худшему что попросту исключенони к лучшему, «так как нет ни­чего, что было бы лучше Его, и во что мог бы Он перемениться». Толкование на написание псалмов поясняет нам, таким образом, очень интересные элементы представления Григория о бесконечности Божией и о человеческой жизни как о бесконечном пути. Кроме того, здесь показывается, что человеческий дольний анабазис от победы к победе будет псалом 22 толкование после окончательного триумфа, после заключительного удара небесных кимвалов, иметь вид постоянного, непрерывного роста хотя Григорий указывает также, что «остановится движение надежды». То, что не было в «Толковании к надписанию псалмов» Григория реализовано, — это соединение обоих этих мотивов, которого мы должны дождаться в более поздних сочинениях святителя. Daniélou сначала и это сочинение считал относительно поздним конец 387 г. La chronologie des sermons, стр. Однако позже он поменял псалом 22 толкование точку зрения, см. I,1-9 : GNO V, 25-69. Rondeau, Григориев метод разделения текста и поиска смысла σκοπός целого и отдельных частей τμήματαзаявленная во введении псалом 22 толкование. I: GNO V, 24,13-25,6отвечает неоплатоническому порядку комментирования Платоновых диалогов, особенно методам Ямвлиха и Прокла см. Rondeau, D'où vient la technique exégétique utilisée par Grégoire de Nysse dans son traité Sur les titres es Psaumes? Puech, Paris 1974, стр. Реконструкция комментариев Оригена к Псалмам, однако, показывает, что этим же методом пользовался уже предшественник Григория и, очевидно, его главный источник - Ориген, хотя также можно предположить влияние герменевтики Явмвлиха. Григорий ищет в Псалтири псалом 22 толкование ее отдельных псалом 22 толкование основной сотериологическо-аскетический смысл, определяющий толкование частностей, а также аллегории см. Heine, Gregory of Nyssa's Treatise, стр. Этот порядок отвечает герменевтике Оригена, которая ориентируется также на основой смысл σκοπός библейского текста: Божий план спасения см. Harl, Le guetteuer et la cible: les deux псалом 22 толкование de σκοπός dans la langue religieuse des chrétiens, in: Revue des Études Grecques, 74, 1961, стр. II,11: GNO V, 115,10-15а его духовному пути, псалом 22 толкование. Rondeau, D'où vient, стр. Le Boulluec, Les schémas biographiques dans quelques vies spirituelles des IVe et Ve siècles: les itinéraires de l'ascèse, in: Le temps chrétien de la fin de l'Antiquité au Moyen Age - IIIe-XIIIe siècles Псалом 22 толкование internationaux du Heine, Gregory of Nyssa's Treatise, стр. II,5; II,11 : GNO V, 83; 121 и ниже. Этот мотив был разработан Григорием и в самостоятельном кратком толковании Пс. Knuth, Zur Auslegungsgeschichte von Псалом 22 толкование 6, Tübingen 1971, стр. О тайне восьмерки в этой толковании Григория см. Visser, De zesde en de achtste: Gregorius van Nyssa over de zesde psalm, in: Homiletica en Bilica, 20, 1963, стр. Quacquarelli, L'ogdoade patristica e suoi riflessi nella псалом 22 толкование e nei monumenti, Bari 1973. Sallmann'у Августин отрицает «миметическую» музыку как нерефлектированное уподобление природе, в то же время он развивает теорию «знающей музыки», основанной на известных правилах см. Sallmann, Augustinus' Rettung der Musik und die antike Mimesistheorie, in: Quasten, Musik und Gesang in den Kulten der heidnischen Antike und christlichen Frühzeit, Münster 2 1973, стр. Die Bedeutung der Musik im Leben der Römer, Amsterdam 1967, стр. Marrou, Une théologie de la musique chez Grégoire de Nysse? Boyancé, Études sur le Songe de Scipion. Essais d'histoire et de psychologie religieuses, Bordeau - Paris 1936, стр. С музыковедческой точки зрения отдельными представлениями псалом 22 толкование космической гармонии занимался и Th. Reinach, La musique des sphères, in: Revue des Études Псалом 22 толкование, 13, 1900, стр. I,3: GNO V, 29,23-30,14. О псалом 22 толкование и пении, насколько они сопровождали жизнь ранних христиан, см. I,3: GNO V, 30,25 и ниже. SVF II, 471 и 472 различали четыре типа смешения: παράθεσις юкстапозиция, т. В то же время Александр Афродисийский см. SVF II, 473 в своем реферате указывает на Хрисиппов термин μῖξις, как на родовое понятие для трез остальных типов, т. Karfík, Předpoklady stoické kosmologie, in: Reflexe, 18, 1998, стр. Corsini, L'harmonie du monde et l'homme microcosme dans le De hominis opificio, in: I,3: GNO V, 32,11-14. I,3: GNO V, 32,14 и ниже. I,3: GNO V, псалом 22 толкование n. I,3: GNO V, 33,12. Об античном представлении об излечивающей силе музыки см. Wille, Псалом 22 толкование Heilpädagogik der Antike, in: týž, Schriften zur Geschichte der antiken Musik. Mit einer Bibliographie zur antiken Musik, Frankfurt a. I,3: GNO V, 33,29. Однако Григорий даже этот пример не оставляет без аллегоризации, когда псалом 22 толкование другом месте поясняет, что промазанный Давид, который своей игрой изгонял из Саула демонов, является прообразом Христа: гусли символизируют инструмент, человеческое тело, которое Божественный Логос использовал для совей песне, превозмогающей злых духов ср. II,3 : GNO V, 74,23-75,6. Еврейское выражение צֶלְצְלִים употреблено только в Псалом 22 толкование. В Ветхом Завете обоими псалом 22 толкование словами обозначался музыкальный инструмент, похожий на современный тарелки: две бронзовые крышки с ушками, диаметром 10-15 см, как показывают раскопки в Угарите, Египте и Израиле XIV-VIII веком до РХ. В Новом Завете выражение κύμβαλον ἀλαλάζον встречается только псалом 22 толкование метафора пустого звука 1 Кор. Этот музыкальный инструмент был также известен в греко-римской среде, он использовался преимущественно в оргиастических культах Кибелы и Диониса см. Kilmer, статья Music, in: Schmidt, статья κύβαλον, in: В значении малых тарелок очень правдоподобно это выражение использует и Григорий. Поздние средневековые кимвалы - музыкальный инструмент, состоящий из рада неравных колокольчиков, по которым ударяют молоточки. Преемственность этих инструментов не доказана см. Blades, статья Cymbals, in: McKinnon, статья Cymbala, там же, стр. Чешский и украинский - прим. I,9: GNO V, 66,23 n. Речь могла бы идти не о встрече двух тарелок кимвалов, а псалом 22 толкование встрече псалом 22 толкование видов кимвалов псалом 22 толкование их совместной музыке. Псалом 22 толкование единственное число, употребляемое Григорием, не допускает такого толкования. Способ игры, при котором средневековые кимвалы держались горизонтально и двигались вверх-вниз ср. Blades, статья Cymbals, стр. I,6,2: SC 252, 196-200. Григориева метафора о двух тарелках кимвалов, которые именно своей встречей издают триумфальный звук, может, однако, означать продолжающуюся отличность обоих типов существ. Так, по крайней мере, считает Heine, Gregory of Nyssa's Treatise, стр. Rondeau, однако он замечает и непоследовательности целого построения см. Rondeau, Exégèse du psautier et anabase spirituelle chez Grégoire de Nysse, in: О строении сочинения Григория см. Le Boulluec, L'unité du texte. La visée du psautier selon Grégire de Nysse, псалом 22 толкование Le texte et ses représentations Gregory of Nyssa's Treatise, стр. Études de littérature ancienne, 3Paris 1987, стр. I,9: GNO V, псалом 22 толкование n. I,9: GNO V, 67,17-20. I,1: GNO V, 25,11. Rondeau D'où vient, стр. Le Boulluec, однако, существование такого правила как обязательного отрицает см. Le Boulluec, L'unité du texte, стр. Heine, напротив, напоминает, что Григорий с большой степенью правдоподобности мог знать пассаж из Аристотелевой Риторики III,14: 1415a5-25где такое правило действительно bvttncy см. Heine, Gregory of Nyssa's Treatise, стр. II,16: GNO V, 175,21 n. II,11; II,13: GNO V, 120,27; 133,21 и ниже. Очевидно, именно поэтому при их псалом 22 толкование Григорий развивает мотив «от победы к победе», см. II,11; II,13; II,16: GNO V, 120,27; 133,21 n. I,1: GNO V, 26,2 и ниже. I,7 : GNO V, 46,8-12. II,13 : GNO V, 136,3 nn. II,4 : GNO V, 79,11 n. Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Псалом 22 толкование допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью псалом 22 толкование отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Портал АНО "ЦИТ МДА". Смотрите канал портала на Все права защищены 2007-2013. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.